ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ДНЕМ РОССИЙСКОЙ НАУКИ!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ДНЕМ РОССИЙСКОЙ НАУКИ!

1724 ГОД (08 ФЕВРАЛЯ) –ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ – дата основания Российской Академии наук и Академического университета (Санкт-Петербургский государственный университет), учреждённых Петром I

История праздника начинается со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 28 января (по новому стилю 8 февраля) был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств. Она принципиально отличалась от зарубежных аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучались там талантливые и жаждущие знаний люди независимо от финансового положения. Поэтому студентами могли стать даже простолюдины. За хорошую учебу они награждались царской милостью и получали жалование за свой труд.
На протяжении многих лет академия меняла свое название, однако цель оставалась неизменной.
Во времена Советского Союза ее переименовали в Академию наук СССР, а после распада союза она стала Российской Академией наук, возродив звание высшего научного заведения. (Воссоздана указом Президента РФ Б.Н. Ельциным от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России).
Список официальных названий Академии наук с 1724 по 2013 годы:
1724 — Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге
1747 — Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге
1803 — Императорская академия наук
1836 — Императорская Санкт-Петербургская академия наук
1917 — Российская академия наук
1925 — Академия наук СССР
1991 — Российская академия наук
К 275-летию (7 июня 1999) со дня основания Академии было решено учредить праздник «День российской науки», учитывая роль выдающихся открытий и труд великих умов человечества для развития государства и общества в целом. День российской науки — 8 февраля — был учреждён указом президента России Б.Н. Ельцина 7 июня 1999 года.

ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ РОССИИ: ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ РОССИИ

Россия – родина многих известных ученых, которые принесли ей мировую славу. Они не только совершили открытия в самых разных областях науки – от математики и физики до офтальмологии и космоса, – но также нашли практическое применение своим научным теориям. Их изобретениями сегодня пользуются люди во всем мире.

Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями.

  • Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик Иван Павлов за работу по физиологии пищеварения.
  • В 1908 году, Илья Мечников за труды по иммунитету.
  • В 1978 году — известный советский физик Петр Капица —за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия.
  • В 2010 году российским лауреатом из ученых стал физик К.С. Новоселов, получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

Наиболее известные российские ученые, принесшие мировую славу России

  • Михаил Васильевич Ломоносов. Сделал немало открытий в разных областях науки, в частности, впервые сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения (1760 год), создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, основал науку о стекле. Разработал проект первого в России классического университета – Московского университета (1755 год).
  • Дмитрий Иванович Менделеев. Открыл фундаментальный закон естествознания – периодический закон химических элементов (1869 год). Выявленная им система позволила классифицировать существующие и предугадать появление новых химических элементов и их свойств. Открытие признано величайшим событием в истории материаловедения.
  • Николай Иванович Лобачевский. Создал геометрию Лобачевского (1829 год), позднее признанную полноценной альтернативой геометрии Евклида. Выпускник Казанского университета, в котором впоследствии преподавал и был его ректором.
  • Пафнутий Львович Чебышев. Совершил несколько выдающихся открытий в математике и механике. Создал более 40 механизмов, многие из которых используются в современном автостроении при создании приборов.
  • Софья Васильевна Ковалевская. Сделала ряд математических открытий. За работу о вращении твердого тела (1888 год) получила премию Шведской королевской академии наук.
  • Александр Михайлович Бутлеров. Создал теорию химического строения органических веществ. Выпускник Казанского университета. Преподавал в Санкт-Петербургском университете.
  • Николай Иванович Пирогов. Создатель военно-полевой хирургии, топографической анатомии, русской школы анестезии. Превратил хирургию в науку.
  • Иван Петрович Павлов. Создал науку о высшей нервной деятельности. Первый российский Нобелевский лауреат (1904 год). Удостоен награды за исследования физиологии пищеварения.
  • Илья Ильич Мечников. Создатель сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии. Открыл явление фагоцитоза. Основал научную геронтологию. Удостоен Нобелевской премии за исследования механизмов иммунитета (1908 год).
  • Александр Федорович Можайский. Морской офицер, изобретатель. Сконструировал и испытал один из первых в мире самолетов (1882 год).
  • Николай Егорович Жуковский. «Отец» русской авиации. Основоположник современной гидроаэродинамики. Выпускник, а впоследствии преподаватель Московского университета.
  • Николай Иванович Вавилов. Основоположник научных основ селекции, учения о мировых центрах происхождения культурных растений. Автор учения об иммунитете растений.
  • Петр Леонидович Капица. Удостоен Нобелевской премии за открытие сверхтекучести жидкого гелия (1978 год). Разработчик промышленной установки для сжижения газов. Выпускник Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Один из основателей Московского физико-технического института.
  • Игорь Васильевич Курчатов. Ему принадлежит серия глобальных открытий в области ядерной физики. В их числе – создание первого в Европе атомного реактора, первой в СССР атомной бомбы, первой в мире термоядерной бомбы. В 1954 году под его руководством сооружена первая в мире атомная электростанция – Обнинская АЭС.
  • Сергей Павлович Королев. Создатель ракетно-космической техники и практической космонавтики СССР. В числе его основных достижений – запуск первого искусственного спутника Земли (1957 год) и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина (1961 год).
  • Андрей Николаевич Туполев. Авиаконструктор. Разработал первый в мире пассажирский сверхзвуковой авиалайнер – Ту-144 (1968 год). При его участии создано более сотни типов самолетов, 70 из которых были запущены в серию.

ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная политика Российской Федерации, является одной из важнейших составляющих политики государства. Это важнейший инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первостепенная задача образовательной политики России достижение современного качества образования:

  •  соответствия актуальным вызовам нового времени, наступающей информационно-технологической эпохи;
  • соответствия перспективным потребностям российского человека, общества и государства;
  • соответствия историческим традиционным смыслам и ценностям российской культуры, ментальности её народа.

Так великий русский педагог К.Д. Ушинский, был глубоко убежден в том, что образование должно строиться только на национальной (народной) культуре, постоянно о воспитании, говорил и писал о том, что «общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории». Национальное воспитание имеет вектор, нацеленный на приобщение человека к своей отечественной культуре, его социальному становлению как сущности национального порядка.

Без хорошо поставленного дела образования и воспитания подрастающего поколения, просто невозможно планировать и проектировать развитие российского государства и общества. А.Н. Леонтьев, рассуждая о важности постановки должного образования и воспитания в российском обществе, писал: «Чем больше прогрессирует общество, чем богаче становятся накопленные им итоги общественно-исторической практики, тем более возрастает удельный вес воспитания, и тем более усложняются стоящие перед ним задачи…».

Сегодня наступила глобальная историческая ситуация (точка Бифуркации), в которой сфокусировались основные проблемы человечества (глобализации, войны и мира, экологии, демографии, воспитания и образования, бедности и здоровья, терроризма, др.), решение которых имеет прямую связь с сущностью человека, понимание им своей истинной природы и той миссии, которая возложена на него в выборе позитивного направления в развитии человеческого сообщества. Все задачи, связанные с творением человека разумного и духовного, невозможно решить без постановки должного образования.

СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИХ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Современные требования, порожденные новым временем к профессиональной готовности специалиста социальной сферы (воспитатель, социальный педагог, социальный работник, организатор по работе с молодежью, др.), предполагают:

  • значительное расширение системы общих и специальных знаний, понимание специалистом законов и закономерностей, лежащих в основе развития социума, тех факторов и условий, которые определяют формирование и развитие российского человека;
  • хорошо сформированных различных групп умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения многообразных видов профессиональной деятельности;
  • высокий уровень деонтологической культуры, её каждодневное проявление в выполнении своей профессиональной деятельности;
  • основательно сформированное чувство гражданской позиции и педагогического долга, являющимся внутренним личностным убеждением в необходимости проявления милосердия и ответственности к своим подопечным, всему обществу.

Российское общество, которое находится в трудной ситуации, требует от специалистов социальной сферы высокой квалификации, подразумевающей высокого уровня наличие необходимых специальных, социально-гуманитарных знаний; способность творчески подходить к выполнению своих функций, принимать решения и нести за них ответственность; стремление к всестороннему личностному развитию и потребность в самореализации.

Важнейшие открытия последних лет, сделанные российскими учеными

  • Григорий Яковлевич Перельман, математик — доказал гипотезу Пуанкаре, выдвинутую сто лет назад. Для того, чтобы проверить правильность его доказательства, потребовалось несколько лет. Однако он отказался от всех предлагаемых ему регалий и денежных наград, не пожелав даже участвовать в выдвижении его на звание академика.
  • Юрий Цолакович Оганесян, академик РАН, является специалистом в области экспериментальной ядерной физики и научным руководителем лаборатории в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Стал первым российским учёным, в честь которого при жизни назван химический элемент.
  • Андрей Петрович Капица, предсказал ещё в 1955-1957 годах существование озера в Антарктиде. Само открытие произошло относительно недавно, в 1996 году, усилиями российских полярников. Озеро находится под четырьмя метрами льда около 14 млн. лет.
  • Жорес Иванович, академик — 10 октября 2000 г. Королевская академия наук Швеции вручила Нобелевскую премию по физике за исследования полупроводниковых гетероструктур для оптоэлектроники. .
  • 8 июля 2011 года, с космодрома Байконур был запущен уникальный десятиметровый орбитальный радиотелескоп «Спектр-Р», разработанный в Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»).