Глава Минпросвещения об экзаменах, пандемии и каникулах

Глава Минпросвещения об экзаменах, пандемии и каникулах

Выпускники школ из-за пандемии в этом году сдают только один обязательный ЕГЭ — по русскому языку, а также предметы по выбору, необходимые для поступления в вуз. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в беседе с ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал, какие изменения в экзамене будут в 2022 году, за каким трендом сегодня будущее в образовании и чем родителям заниматься с детьми на летних каникулах.

— Сергей Сергеевич, в школах проходит сдача ЕГЭ. Как бы вы могли оценить организацию экзаменов для выпускников в условиях пандемии?

— В целом экзамен проходит штатно, каких-то серьезных нарушений нет. Удаленных с экзаменов участников немного меньше по сравнению с прошлым годом. В основном за использование мобильных телефонов. Надо дождаться, когда завершится ЕГЭ и уже делать итоги.

При проведении экзаменов в этом году соблюдаются все требования Роспотребнадзора, которые зарекомендовали себя во время ЕГЭ в 2020 году и позволили предупредить всплески заболевания. ЕГЭ в этом году сдают свыше 724 тыс. человек, почти на 11 тыс. человек больше по сравнению с прошлым годом.

— Есть ли в планах оставить ЕГЭ обязательным только для тех, кто планирует продолжить обучение в высших учебных заведениях?

— Это зависит от эпидемиологической ситуации. То решение, которое было в прошлом году принято и реализовано в этом году, оно как раз связано с тем, чтобы уменьшить количество участников. Но планов, что эта модель будет работать в будущем как штатная, пока нет. Однако я еще раз говорю, все будет зависеть от эпидемиологической ситуации.

В 2022 году планируется вернуть математику в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ,поэтому для получения аттестата выпускникам нужно будет сдать экзамен по русскому языку и экзамен по математике базового или профильного уровня.

— Намерено ли министерство ввести еще одинобязательный ЕГЭ, например по информатике?

— В этом году у нас ЕГЭ по информатике проходит с использованием компьютеров. Мы к этому долго шли, выверяли и готовность регионов, и готовность организаторов. Специально была большая программа по подготовке организаторов. Мы надеемся, что экзамен пройдет штатно, но каких-то планов вводить дополнительный ЕГЭ пока нет, хотя эти вопросы обсуждаются.

Вместе с тем, что касается, например, предмета «История», то в части Всероссийских проверочных работ, которые в 11 классе вводятся, — в этом направлении можно обсуждать и решать. Но к вопросу введения обязательных ЕГЭ нужноочень аккуратно подходить и проводить обсуждения и с директорами, и с учительским сообществом.

Что касается перевода в компьютерный формат ЕГЭ по другим предметам, то в ближайшие годы такие изменения не планируются.

— Рассматривается ли вариант по замене ЕГЭ альтернативными оценочными процедурами?

— Каких-то планов и предложений по замене или отмене экзамена нет. ЕГЭ — это экзамен, который проводится по окончанию школы и который дает возможность школьникам поступить в вуз, вне зависимости от места проживания, выбрать соответствующее количество предметов и так далее. Если кто-то предложит другой механизм оценки знаний школьников, объективный, самое главное, независимый, то мы его, конечно, с удовольствием будем рассматривать и обсуждать.

— Мы с вами беседуем на полях ПМЭФ, какие площадки вам интересны на экономическом форуме в контексте образования?

— Развитие экономики зависит от подготовки кадров, это связанные процессы. Подготовка начинается со школы, далее идет обучение на уровне среднего профессионального образования. Очень важно, чтобы система образования реагировала на те запросы, которые есть у отраслей экономики. И в этом отношении такое взаимодействие и понимание очень важно. Нам интересны все площадки, особенно в части развития экономики, чтобы мы понимали как в целом может меняться и развиваться система образования в зависимости от тех запросов, которые есть у экономики.

— Рынок труда сегодня требует все больше уникальных наборов профессиональных компетенций. Способны ли сегодня колледжи дать необходимые навыки студентам, которые нужны рынку?

— Мы в прошлом году провели работу по синхронизации программ, которые реализуются в колледжах с запросами региональных рынков труда. Порядка 30% программ не соответствовали тем требованиям и тем специальностям, которые нужны в конкретном регионе. Сегодня мы провели корректировку этих программ, чтобы выпускник, который завершает колледж, был востребован в том регионе, городе, поселке, где он проживает. Мы планируем введение и демонстрационного экзамена, который оценивает соответствие навыков современным запросам рынка труда.

— Когда демонстрационный экзамен станет обязательным?

— Сегодня ведется обсуждение этого вопроса с профессиональным сообществом. Уже есть демонстрационный экзамен в рамках формата WorldSkills, и поэтому есть предложение ввести такой экзамен, может быть, аналог демонстрационного экзамена по остальным направлениям. Но все это требует обсуждения. Демонстрационный экзамен позволит оценить те профессиональные навыки, которые есть у молодого человека, чтобы он более был подготовлен к работе по той или иной специальности.

Востребованность системы среднего профобразования растет, в колледжи поступают более 50% выпускников 9-х классов. Мы активно развиваем сферу СПО по техническим и научным направлениям, недавно вышел ряд новых образовательных стандартов: в частности по специальности «Организация оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях», который позволит готовить специалистов с IT-компетенциями для экстренных оперативных служб

Кроме того, мы постоянно обновляем материально-техническую базу в колледжах и техникумах, предприятия-партнеры предоставляют организациям среднего профобразования базу для проведения практик: это современное оборудование, техника, приборы, инструменты и материалы. В рамках нацпроекта «Образование» в колледжах и техникумах за два года уже создано 1574 мастерских. К 2024 году в регионах появится 5 тыс. таких мастерских.

Мы разработали экспериментальный проект «Профессионалитет», который содержит три ключевые инициативы. Первая — вовлечение отраслевых партнеров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе — введение нового уровня образования «Профессионалитет», оптимизация сроков обучения до двух лет — для рабочих профессий и специальностей, до трех лет — для более технологичных. И третье — трансформация колледжей в «Место новых стартов», то есть создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодежных стартапов, волонтерства, совместных общественных проектов.

— Какие значимые мероприятия в системе среднего профобразования планируется провести в 2021 году?

— В октябре 2021 г. проведем финальный этап всероссийского конкурса «Мастер года», 21-25 июля состоится IX национальный чемпионат «Молодые профессионалы» в Уфе. Далее, в ноябре в Москве пройдет VII Национальный чемпионат «Абилимпикс» по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

— Как пандемия повлияла на уровень знания школьников?

— Те результаты, которые мы получили в ходе проверочных работ осенью, показывают все изменения. Отмечу, что мы делаем все для того, чтобы результаты школьников не понизились. Понятно, что есть определенные проблемы, мы ихрешаем, работаем с отстающими школьниками. В рамках национального проекта «Образование» действует проект 500+, направленный наметодическую помощь школам с низкими образовательными результатами. В целом была проведена методическая работа в начале учебного года по тем выявленным пробелам знаний, которые возникли у школьников. Какого-то понижения уровня знаний мы не видим.

Также мы подвели итоги динамики по вхождению Российской Федерации в десятку стран по качеству образования, у нас небольшое опережение. Мы должны были выйти на 14-е место, сегодня у нас 13,5. И мы видим те проблемы, и вопросы, которые есть в системе образования, мы их решаем. Это и выстраивание единого образовательногопространства, работа с учебным материалом, повышение квалификации, воссоздание научных институтов, воссоздание и поддержка методических служб, выстраивание единых принципов системы оплаты труда и повышение престижа статуса учителя.

— На правительственном часе в Совете Федерации вы сказали, что качество школьного образования снижается в странах, которые делают упор только на функциональную грамотность. За каким трендом сегодня будущее в образовании?

— Недопустимо смещение образовательной политики в сторону, например, усиления только функциональной грамотности, а не предметных базовых знаний. Важно всесторонне развивать школьника: давать и базовые знания, и прикладные знания.

Какие можно выделить тренды в образовании? Это ориентированность на единое образовательное пространство, развитие цифровых технологий, новые современные школы, новое учебное пространство, новое содержание и методики, то есть практико-ориентированность, индивидуальные траектории учащихся. Поэтому акцент делается на поддержку регионов в создании современной школы, разработку современных методик обучения и учебных материалов, обучениепедагогов в условиях развития цифровых технологий, развитие цифровые образовательных технологии, образовательные платформы и сервисы.

— В России в 15 регионах проводится глобальный эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Вы уже говорили, что это не подразумевает замену традиционного обучения дистанционным. Но смогут ли школьники и их родители сами выбрать формат обучения? Например, присутствовать в классе по «Сферуму»?

— Цифровые технологии — вспомогательный инструмент, это и безопасный верифицированный контент, и диагностика достижений учащихся, иобмен практиками. Мы хотим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков. Бесплатная информационно-коммуникационная платформа «Сферум» нужна для того, чтобы учителя и ученики, в том числе из разных регионов, могли общаться друг с другом. «Сферум» дает возможность ребенку быть на связи с классом и учителем во время урока, если ученик по каким-либо длительным причинам не имеет возможности посещать школу. К платформе сегодня подключено более 8 тысяч образовательных организаций, 225 тыс. школьников, 41 тыс. учителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *