Качество приема в вузы ухудшилось

Качество приема в вузы ухудшилось

В 2021 г. ухудшились оценки ЕГЭ, позволяющие абитуриентам поступить на бесплатной основе в вуз: балл результатов единого госэкзамена сократился на 0,5 б. относительно 2020 г. Об этом говорят соответствующие данные проведенного мониторинга, проведенного ВШЭ при Минобрнауки РФ.

Специалисты в образовательной сфере объясняют эту тенденцию пандемией: большинство детей уже не сидели строго 1 на 1 с учебниками, а учителя были не так строги к «жертвам дистанционного обучения». На сокращение показателей успешности также повлияло увеличение числа мест, финансируемых государством. По части платного обучения также произошли изменения: средняя цена увеличилась на десять процентов в первый год.

Результаты исследования

ВШЭ выложила итоги контроля качества приема абитуриентов в российские вузы на бюджет или на платной основе. Исследование было проведено при содействии Минобрнауки. В нем приняли участие свыше восьмисот университетов РФ. Эти университеты приняли 346 600 кандидатов на места бюджета, что на 26,7 тыс. выше, чем в 2020 г., но на платные факультеты поступили только 583 студента, в результате чего количество студентов составило 179,5 тыс. чел.

Первое место по числу поступивших на 1-й курс занял УРФУ, 2-е — ВШЭ, третье — РАНХиГС.

Мнения специалистов

Как показывают результаты аудита, качество приема абитуриентов в 2021 г. ухудшилось в среднем по стране на 0,5 б., что ниже, по сравнению с 2020 г., чтобы абитуриент мог обеспечить себе бюджетное место.

— Увеличение числа мест, финансируемых государством, оказало свое влияние. Дети, которые ранее не могли претендовать на бесплатное высшее образование, из-за больших вступительных баллов в этом году были приняты на бюджетные места. Произошло своего рода вытеснение платного приема — об этом говорит Ирина Абанкина, руководитель Института НИУ ВШЭ.

Ярослав Кузьминов, директор ВШЭ исследовательского университета, не видит ничего трагического в небольшом снижении показателя успешности.

— Мы можем видеть тенденцию того, что высшее образование стало более открытым для выпускников средних учебных учреждений. Абитуриенты поступали в университеты на справедливой и конкурентной основе. Однако, с учётом увеличения числа мест, финансируемых государством, мы не можем сказать, что качество приема ухудшилось, поскольку не было зафиксировано ни одного провала ни в одном вузе нашей страны.

По мнению Ирины Абанкиной, результаты 2020 г. были лучше, несмотря на пандемию и дистанционное обучение. Выпускники средних учебных заведений были сосредоточены только на поступлении в вуз и ЕГЭ. У них почти не было других занятий, что и позволило улучшить статистику.