Высшее образование или практический опыт. Какие специалисты понадобятся рынку в скором времени?

Высшее образование или практический опыт. Какие специалисты понадобятся рынку в скором времени?

В начале второй декады января были обнародованы итоговые результаты 11-го аудита качества приема на различные места — (бюджетные и платные) в вузах страны, проведенного Институтом экономики высшей школы. Было сообщено, что впервые с начала постоянного наблюдения рост среднего проходного балла на единый государственный экзамен остановился (однако эта «техническая остановка» связана с первым государственным решением о значительном увеличении количества бюджетных мест, особенно в региональных вузах). Тем не менее, очевидно, что количество сданных экзаменов в крупных университетах неуклонно растет, что подтверждает, что россияне нуждаются в качественном образовании.

Однако мировой рынок образования стал выше с $2,8 трлн в 2000 году до $5,4 трлн в 2020 году и, по данным Всемирного банка, составляет значительную долю мирового ВВП — около $85 трлн. В качестве сравнения, валовой внутренний продукт России за то же время стал выше с $200 млрд до $1,5 трлн. Как оценивают эксперты, капитализация рынка в мире составляет от 90 до 95 триллионов долларов США, что примерно равно мировому ВВП. Если рассматривать эти цифры в отраслевом разрезе, то становится ясно, что там, где значительную роль играют правительства или другие не котирующиеся на бирже организации и учреждения, общая капитализация вероятнее всего ниже, чем размер рынка. Например, общая капитализация мирового рынка здравоохранения составляет менее трети от размера рынка здравоохранения (соответственно $5 трлн. и $8 трлн.).

Но на рынке образования беспрецедентная разница в двадцать раз больше ($0,3 трлн. и $5,4 трлн.). Было бы упрощением сказать, что рынок осуществляет оценку образовательных продуктов на основе двухнедельного дохода. В то же время, однако, имеющиеся образовательные методы и решения уже открыто дискриминируются в ожидании новых глав, которые, в силу самой природы новейшей цифровой и децентрализованно экономики, могут стать следующими Google или Facebook, но только в сфере образования (и с непредвиденными следствиями для того, что считается нормой).

Новая действительность рынка труда

Компания теперь является ключевым фактором при определении потребностей в обучении, глубины и направления обучения и приоритета, отдаваемого техническим (жестким) или гибким (мягким) навыкам.

Полная цифровизация процессов, возникновение передовых технологий искусственного интеллекта и активное введение решений так называемого биотехнологического типа, причем не только в традиционных «зеленых» отраслях, таких как сельское хозяйство, приводят к стремительному росту спроса на новые, зачастую несуществующие профессии: биоинженер, нейроинформатик, технолог вторичных материалов, главный механик и т.д.