Сущность и концепции воспитания
Начало третьего тысячелетия в отечественной образовательной системе – время формирования новой культуры воспитания, основными характеристиками которой выступает антропоцентризм, демократизм, плюрализм и вариативность социально-воспитательных педагогических стратегий, концепций в воспитании.
Определение 1
Общий вид воспитательного процесса в педагогике понимается как реализация социализации ребенка, его адаптации к социальным нормам, требованиям, ознакомление с социально одобряемыми на конкретном этапе исторического развития поведенческими стратегиями, социальными образцами, моделями.
Подходы к пониманию концепции воспитания в педагогике
Определение 2
Основа для понимания концепции в воспитании – это понимание воспитания в качестве целенаправленного процесса, который способствуетдостижению определенных целей.Определение 3
Термин концепции определяется как совокупность взаимосвязанных взглядов на те или иные процессы, феномены; способ интерпретации явлений, событий, основополагающую идею, общий замысел определенной теории.
То есть полноценная концепция должна включать в себя и фиксировать понимание роли и целей воспитания на определенном этапе исторического развития общества, его содержание, цели и задачи, сущность движущей силы и основных механизмов, внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают успешность в достижении поставленных целей, подходы к образованию модели восприятия.Определение 4
Современная литература предлагает такую концепцию воспитания, под которой понимается авторское осознание и интерпретация проблемы воспитания как важнейшего социального явления; совокупность идей, положений, определяющих идеологическую, мировоззренческую основы, цели, задачи, содержание, принципы, формы и методы воспитательной деятельности, формы взаимодействия наставников с детьми. Самой строгой считается авторитарная концепция воспитания, которая не принимает отказа в подчинении воспитанника против его воли.
Современные отечественные концепции особое внимание уделяют воспитанию, то есть пониманию детерминированности воспитательного процесса целым рядом условий, включая личность и деятельность учителя, активное межличностное и конвенциональное общение, активная деятельность субъекта воспитания, сотрудничество с коллективом. Для обеспечения достижения поставленных целей воспитания реально при наличии условия функционирования как целостная система с множеством факторов и условий.