Методологические основы национального воспитания

Методологические основы национального воспитания


Понятия методология и методология национального воспитания. Существуют
различные точки зрения на понимание методологии (от греч. methodos – метод и logos –
наука). Некоторые исследователи считают ее учением: о структуре, логической
организации, методах и средствах теоретической деятельности, о принципах и процедурах
формирования и применения методов познания и преобразования действительности; о
совокупности наиболее общих принципов решения сложных практических задач; о
системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической
деятельности, а также учением об этой системе; об исходных (ключевых) положениях,
структуре, функциях и методах научно-педагогических исследований.
В то же время в главном исследователи едины – методология – это базовая основа
познания, преобразования реальной действительности и оценки их качества. Опираясь на
подход известного методолога педагогики Володара Викторовича Краевского (1926-
2010), можно определить понятие «методология национального воспитания» – это
система знаний об основаниях и структуре теории и практики национального воспитания
подрастающего поколения, о принципах подхода и способах добывания знаний,
отражающих его сущность и содержание, а также система деятельности по получению
таких знаний и обоснованию программ, логики и методов оценки качества научных
исследований в этой области .
Методологические основы национального воспитания – это ее собственно
методологические основания, позволяющие понять ее существо с позиции науковедения,
познания, преобразования и оценки качества, а также их ценностного осмысления. Она
включает следующие компоненты:
– методология самого национального воспитания – уровни познания его существа с
позиции науковедения: гносеологический (познание социально-педагогических явлений
национального воспитания), логико-гносиологический (познание логики познания
национального воспитания); – методология познания, преобразования и оценки качества национального
воспитания – уровни их проявления с позиции субъекта (государства, определяющего
социально-педагогический заказ, и специалиста, выполняющего социальный заказ):
праксиологический (каким образом познавать и преобразовывать национальное
воспитание);
– методология ценностного назначения национального воспитания – уровень
ценностно-должностного определения места и роли субъекта национального воспитания:
аксиологический и деонтологический (ценности национального воспитания).

Гносиологические основы национального воспитания. Гносеология (от греч. gnōsis
(gnōseōs) – знание, познание и logos – наука, учение) – теория познания, раздел
философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его
истинности, способности человека познавать действительность. Гносеологические основы
представляют важнейший компонент методологии самого национального воспитания с
позиции науковедения. Они определяют теоретическое знание, раскрывающее содержание
национального воспитания, ее разделов, факторов, противоречий, тенденций и
закономерностей. Теоретическое знание национального воспитания – знание,
реализующее познавательную функцию теории. Оно обеспечивает предпосылки и
изучение проблем познания практики национального воспитания, а также условия
достоверности полученного знания.
Как научная дисциплина национальное воспитание формировалась в структуре
этнопедагогики, народной и социальной педагогики, что нашло свое отражение в ее
парадигмах (от греч. paradeigma – пример, образец) – системе основных научных
достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская
практика ученых в конкретной области знаний (дисциплине) в определенный
исторический период. Основанием для их классификации выступают преобладающие
методологические связи с науками и научными дисциплинами, отражающие различные
стороны практики национального воспитания в комплексе наук о человеке и обществе.
Первая парадигма – этнопедагогическая – признание прямой методологической
связи национального воспитания с этнопедагогической наукой, ее места как одной из
отраслей этнопедагогики, определившей самостоятельный раздел науки,
этнопедагогическую направленность национального воспитания, стимулирующую
социализацию личности и групп.
Вторая парадигма – народной педагогики, определившей приоритет
Структура методологии национального воспитания
Гносеологический
Логико-гносиологический
Праксиологический
Методология познания,
преобразования и оценки их качества в
национальном воспитании
Аксиологический
Уровни
Методология самого
национального воспитания
Деонтологический
Методология ценностного
назначения национального воспитанияметодологических связей народной педагогики с национальным воспитанием,
породивший в ней культурологический подход: средства культуры (язык, устное народное
творчество, обряды, обычаи, детские игры, традиции, привычных воспитательные
действия и пр.), существенно влияющие на процесс и результат национального
воспитания.
Третья парадигма – социопедагогики (от лат. socio – первая составная часть
сложных слов, обозначающих явления и понятия, относящиеся к обществу + педагогика),
определившей потребности изучения педагогического потенциала и возможностей
конкретного общества, государства, общественно значимых явлений, существенно
влияющие на национальное воспитание подрастающего поколения, молодежь, различные
группы населения. Она породила средовый подход в национальном воспитании,
требующий изучения факторов среды (места и роли государства и общества, политики и
идеологии, культуры и искусства, религии и религиозности, политических партий и
общественных движений, средств массовой информации) в национальном воспитании
подрастающего поколения.
Четвертая парадигма – социальной педагогики, изучающей с одной стороны
педагогику социального становления личности и социального воспитания в основе
которых лежит национальное воспитание, а с другой педагогику среды (социопедагогику
и непосредственную педагогику среды) – влияние как опосредованных факторов, так
факторов непосредственного влияния (семьи, образовательных учреждений, отдельных
личностей) на национальное воспитание подрастающего поколения. Эта парадигма
породила социокультурный подход в национальном воспитании подрастающего
поколения.
В чистом виде указанные выше парадигмы проявляются редко. Чаще всего их
смешивают, так как исследователи, работающие преимущественно в рамках одной
парадигмы, ощущают ее недостаточность при интегративном, междисциплинарном и
межведомственном характере социальной педагогики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *