Проблемы организации самостоятельной работы студентов-бакалавров в условиях вуза
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на увеличение доли самостоятельной работы студента-бакалавра в общем объеме его учебной нагрузки. Студент-первокурсник ВУЗа, как правило, на первых порах испытывает определенный стресс. Этот стресс связан с новыми формами обучения, большим объемом информации, который необходимо успевать усваивать, а также характером взаимоотношений преподавателей и студентов, присущим для высших учебных заведений, усилением роли самостоятельной работы студента. С первых же дней обучения в вузе студент сталкивается с непривычными для него формами работы. На первый взгляд – относительная самостоятельность, лекции семинары, а в конце семестра зачеты и экзамены. При этом не все студенты могут грамотно распорядиться своей самостоятельностью и зачастую запускают учебный материал, спохватываясь за неделю до сессии, отсюда – штурмовщина, зубрежка, отнюдь не способствующие ни прочному усвоению знаний, ни формированию прочной системы профессионально значимых знаний и умений.
Условия организации педагогического процесса ВУЗа, в отличие от школы или колледжа, требуют от студентов-первокурсников пересмотра организации всего своего времени, отведенного на учебно-познавательную деятельность и отдых. Как показывает практика, бакалавры-первокурсники, которые неплохо учились в школе, оказавшись на первом курсе высшего учебного заведения, нередко испытывают трудности организационного характера. Не в полной мере сформированные у студентов-первокурсников умения организовать свое время, часто оборачиваются негативными результатами в первую же сессию [10, с. 164-165].
Следовательно, с первых же дней обучения студентов преподавателю необходимо уделить особое внимание самым важным вопросам для первокурсников: как правильно оформлять лекции, готовиться к семинарам, как целесообразно распределить свое свободное время, подготовиться к занятиям, рассчитать время и свои силы. Необходимо научить первокурсников самостоятельно отбирать источники, собирать информацию, анализировать её, соотносить с познавательными задачами, уметь проявлять инициативу и творческое осмысление полученной информации [7, с. 158-159]. В потоке информации, обрушивающейся на современного студента из разных источников, включая Internet, порой очень трудно ему сориентироваться без умений правильной организации познавательной деятельности, а главное – навыков рациональной самостоятельной работы.
Понятие «самостоятельная работа» довольно многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. В научных исследованиях, посвященных обучению самостоятельной деятельности учащихся, это понятие рассматривается и как форма организации познавательного процесса, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности. Например, у С.И. Архангельского понятие «самостоятельная работа» трактуется как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач. В исследованиях Быковской Т.Е., Квитковской А.А., Фаниной Е.Н. самостоятельная работа студента рассматривается как совокупность элементов познавательной деятельности: восприятие и осмысление учебного материла в ходе аудиторных занятий, подготовка к семинарским занятиям, выполнение практических заданий (составление эссе, подготовка докладов с презентациями, микро-исследования и пр.), а также глубокие исследования – подготовка курсовых и дипломных работ и пр. В исследованиях Алдошиной М.И., Кукановой Е.В., Низамова Р.А., Рунова С.С. самостоятельная работа студента представлена разнообразными видами индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя.
Самостоятельная работа понимается также рядом авторов как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, направленной на формирование профессионально значимых компетенций и протекающей в отсутствие преподавателя (Ильясов И.И., Рябкова Н.Г., Смирнова И.Э., Сморчкова В.П.). Иногда самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С.И. Зиновьев). В работах Пидкасистого П.И., Юзефавичус Т.А. самостоятельная работа в высшей школе рассматривается как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе. Таким образом, организация самостоятельной работы студента в высшей школе рассматривается и как система мер по воспитанию активности и самостоятельности студента, и как его личностное качество, обеспечивающее приобретение умений и навыков по рациональному поиску полезной информации.
Анализ указанных исследований, позволяет выделить следующие основные положения, относящиеся к изучению феномена самостоятельной работы студентов, а именно:
• самостоятельная работа определяется как вид познавательной деятельности обучаемых, как на аудиторных занятиях, так и вне аудитории, причем, она осуществляется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия;
• при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т.е. для его выполнения студенты опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения;
• самостоятельная работа требует наличия у студентов некоторых общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации;
• самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как организованность, познавательная активность, творческое отношение к учебному труду и будущей профессиональной деятельности.
В практике работы ВУЗов традиционно сложились аудиторные и внеаудиторные формы организации самостоятельной работы студентов. К аудиторным относят задания преподавателя, выполняемые студентами на занятиях: упражнения, работа с учебником, первоисточником, конспектирование, решение задач и пр. Эта работа не требует от студента высокого умственного и творческого напряжения. Содержание самостоятельной аудиторной работы студентов обусловливает характер учебных заданий: обучающие задания – преподаватель предъявляет задание и показывает, как его выполнять; тренировочные – для самостоятельного решения по образцу; поисковые задачи – решение их целиком возлагается на студентов. В этой связи, образовательные технологии организации самостоятельной аудиторной работы студентов требуют большей активизации студента, использования в процессе обучения новых информационных образовательных технологий, различных режимов общения и форм контроля. Для успешной самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях необходимо развивать у студентов критическое мышление, инициативность, эрудированность, творческое мышление, умение аргументировать свою точку зрения и пр.
В педагогическом процессе современного ВУЗа значительное место уделяется внеаудиторной самостоятельной работе студентов, которая развивает у них умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями, а также воспитывает организованность, дисциплинированность, инициативу, самостоятельность и активность в решении поставленных задач.