РЕРИХ И КУЛЬТУРА ХХI ВЕКА
В апреле 2011 года весь мир торжественно праздновал дату 50-летия выхода человека, человеческого интеллекта, интеллекта планеты в ближайший космос – Юрия Гагарина. Это торжествовэволюции нашей ноосферы и нашей планеты. Корни этой эволюции уходят в далекие исторические исследования, поиски, ошибки и открытия. Отечественная космология очень богата таким материалом, но, к сожалению, в последние годы все больше и больше физиколизское движение постепенно сдвигает человеческий интеллект, разум на попытку технического использования самой планеты и космоса для благополучия настоящего человеческого бытия на планете. Это опасный путь, дабы мы должны учиться у космоса, космического Творца, а не использовать космос для своих планетарных, по существу, социальных существенно эгоизированных интересов.
Эти проблемы космогонии и человечества содержатся в многочисленных работах отечественных ученых, историков, археологов, физиков и многих других, есть много центров и много новых данных (История организации и докладов Римского Клуба до 80 гг. и современность). Однако, мне хочется сейчас вернуться к определенным истокам прошлого и сказать несколько слов, что в этом движении планетарного интеллекта человечества большую роль сыграл Н.К. Рерих, его последователи. Он сторонник единой космической эволюции человечества, космической культуры планеты. Работы Н.К. Рериха сегодня начинают уходить в забытое прошлое и, на мой взгляд, даже существенно искажается его историческая роль, это обидно. Я был участником нескольких экспедиций в Индию, в его галерее в Нью-Йорке, в Урусвати, встречался со Святославом Рерихом и обсуждал многие проблемы. Мне хочется вернуться к роли Н.К. Рериха, к его рукописному, живописному, философскому, духовному наследию в движении нашего интеллекта планеты Земля. Мы не можем использовать космос в любых его направлениях для выживания самого человечества, дабы человечество сегодня разрушает планету. Мы
должны учиться у космоса и если говорить как учиться, то м.б. и работы Н.К. Рериха, величайшее творение интеллекта, которое М. Горький назвал синтезом глобальной культуры, синтезом культуры всей планеты представляет большую ценность.
Ниже представлена работа (совместно с Е.П. Маточкиным), подготовленная после многих исследований о роли Н.К. Рериха, работ К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского в аспектах культуры и здоровья. Работа была подготовлена и выполнена еще в 1980 гг., с начала этой работы сегодня минуло уже более 30 лет, однако хочется вернуться к этим мыслям потому, что в современной социально-исторической версии, которая все больше формируется, мне кажется, возврат к планетарно-интеллектуальным, социально-культурным объемам Н.К. Рериха является очень и очень важным.
Из дневника космонавта В. Севостьянова : «Восхода и заката Солнца описать трудно – Рерих в натуре», такая запись есть в моем дневнике, который я вел в полете на борту космического корабля
«Союз-9» — 19 июня 1970 г. И смотря рериховские картины, я вновь вижу нашу голубую планету из космоса. Николай Константинович Рерих всегда поражал меня и моих друзей-космонавтов удивительно своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к ней, которая чувствуется в его картинах. Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев, разума, любви, мира.
Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растет».
В этих словах космонавта глубоко раскрыта сущность и многогранность деятельности Н.К. Рериха и его роль в развитии современного естествознания и культуры. Эпоха космизации отражает наиболее глубинную суть современной научно-технической и культурной революции. «Научно-техническая революция в силу самой своей сущности с необходимостью ведет к космизации земной материально-производственной сферы и к расширению ее в космических масштабах. Создание космизированного и
космического производства явится ее венцом и концом, ибо дальше будут приходить другие перевороты, обеспечивающие развитие того, что сейчас еще только становится». Это проблема ХХI века.
Освоение ближайшего космоса человеком оказывает существенное влияние на процессы преобразования и управления на поверхности планеты и, естественно, не может не касаться самого сокровенного, дорогого – здоровья человека и человечества в целом. Роль космоса и космических факторов в представлениях о здоровье и болезни человека отражалась и в космологии, и натурфилософии античных мыслителей. Древних философов обстоятельно занимала мысль о взаимоотношениях человека и космоса. Эти идеи неизбежно приводили к представлениям о сути человека и его здоровье, «философская мысль от космических проблем приходит к проблемам непосредственно человеческим».
Однако, эти и многие другие работы, содержавшие в себе определенную рациональную суть, оставались упрощенными и весьма эмпирическими. В то же время укажем, что целый ряд древних лечебных процессов, духовных явлений, влияний и воздействий, элементы воспитания, также как эмпирическое использование некоторых наблюдений о связи психофизиологических, патологических процессов с некоторыми космическими (астрономическими) факторами, до сих пор сохраняют определенный интерес и требуют дальнейших исследований.
Необходимо выделить три иерархично разных аспекта в понимании здоровья человека. Во-первых, это антропоцентрический аспект, где подвергается анализу здоровье того или иного отдельного человека и возможности опосредованных связей в норме и патологии с космическими факторами. Этот аспект, как увидим далее, по существу, к идеям Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского имеет весьма отдаленное отношение (это проблема здоровья космонавтов). В существующей литературе, к сожалению, встречаются попытки анализировать работы указанных естествоиспытателей в таком аспекте. Такая интерпретация может привести к упрощению и искажению их содержания (медицина и экология ремонта).
Второй аспект в исследованиях здоровья – популяционный, где делается попытка определить феномен здоровья на уровне популяции. Так, по Маркаряну культура (цивилизация) – это материальная система, обеспечивающая негэнтропийный эффект, характерная адаптивно-адаптационными (приспособительно-приспосабливающими) признаками. Такой подход к определению цивилизации созвучен с дефиницией, предложенной астрофизиками, согласно которой функциональное определение
цивилизации звучит так: «высокоустойчивое состояние вещества, способное собирать, абстрактно анализировать и использовать информацию для получения максимума информации об окружающем и самом себе для выработки сохранных реакций».
В свете сказанного здоровье популяций людей следует определить как процесс социально-исторического развития жизнеспособности – психосоциальной, биологической – населения в ряду поколений, роста производительности коллективного труда в динамике преобразования планеты, освоения космоса, совершенствования вида «человека разумного». В этом аспекте здоровье каждого индивида, продолжительность его активной и здоровой жизни является производным сложных комплексных социально-исторических, экологических и биологических законов. Здесь взаимосвязь и единство человечества и космического пространства неразрывны. В этом аспекте много ценного и опережающего содержится в работах Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Нельзя не назвать в данном случае имя А.Л. Чижевского, впервые в естествознании установившего факт взаимосвязи солнечной активности, состояния биосферы и здоровья населения.