Учение С.Е. Шацкого о педагогизации среды и его отражение в принципах социальной педагогики
С.Т. Шацкий – основоположник педагогики среды. Сущность педагогики среды. Педагогизация среды в воспитании подрастающего поколения. Принцип, принципы социальной педагогики. Средовый фактор, определяющий принципы социальной педагогики. Характеристика принципов, обусловленных средовым фактором, их сущность, содержание и рекомендации, вытекающие из него.
Станислав Теофилович Щацкий большое внимание уделял фактору среды, существенновлияющего на процесс и результат воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Его можно отнести к основоположникам средовой педагогики. Станислав Теофилович подчеркивал, что влияя на среду,можно стимулировать формирование у ребенка определенной позиции, отношения к себе и своему самосовершенствованию. Полученные данные познания о влиянии среды на формируемую личность, он реализовывал на практике, создавая необходимые условия и стимулируя использование возможностей ее факторов в процессе воспитания детей по месту жительства. Социальная педагогика свидетельствует о том, что перед человечеством всегда стояла проблема, как сделать так, чтобы социокультурная среда жизнедеятельности ребенка формировала ту личность, которая востребована в том обществе, в котором он будет жить, когда вырастет. Другими словами, речь идет о создании управляемой социокультурной среды.
Изложенное определило одно из направлений социальной педагогики —педагогику среды. Понятие «педагогика среды» введено С.Т. Шацким. По своей сущности речь идет о целесообразном использовании возможностей социокультурной среды в воспитании детей. Под педагогикой среды понимается теория и практика изучения педагогической организации социальной среды, окружающейвоспитанника, выступающей объектом целенаправленного влияния общества, государства, их институтов и органов; проявление среды как субъекта воспитания, располагающего существеннымивоспитательными потенциалами и каналами, способами, методами их практической реализации.
Результаты размышлений С.Т. Шацкого нашли отражение в его трудах. Можно с уверенностью утверждать, что именно ему принадлежат разработка основ теории и практики педагогики среды. По мнению С.Т. Шацкого, педагогика среды имеет два значения:
1) педагогическая организация социальной среды, окружающей ребенка, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества и государства, их институтов и органов;
2) проявление среды как субъекта воспитания, располагающего существенными воспитательными потенциалами и каналами, способами непосредственного и опосредованного влияния на растущего ребенка в ситуации развития.
В воспитательном потенциале среды С.Т. Шацкий видел идеал, приближаясь к которому воспитанник становится ее продуктом. Сама по себе среда жизнедеятельности ребенка представляет определенную социокультуру (субкультуру), усваивая которую ребенок все в большей степени реализует в ней себя, свой потенциал, соответственно изменяясь, социализируясь. Своеобразие субкультуры среды свидетельствует о том, что именно она в этой ситуации развития ребенка в большей степени востребована. Ребенок живет в определенной социокультурной среде. Он впитывает ее культуру, реализует себя в ней, формируется как личность. В этой среде происходит определенное развитие ребенка, под воздействием которого, формируется его своеобразие, обусловленное социокультурным фактором среды, воспитанием в ней и самопроявлением. Собственно самопроявление ребенка во многом определяется средой, воспитанием, а также личностной позицией по отношению к этой среде, себе и своему самопроявлению.
С.Т. Шацкий подчеркивал, что в каждый конкретный период взаимодействия детей с социокультурной средой, эта среда выступает опережающим фактором в их (тех, кто ее составляет) воспитании. Следовательно, необходимо сделать среду жизнедеятельности детей (детского сообщества) педагогически целесообразной для конкретного ребенка и сообщества в целом.
Наиболее значительным в позитивном социально-педагогическом плане для Станислава Теофиловича представлялась хорошо организованная педагогическая (воспитательная) среда школы. И это для него и таких как он (мечтавших о создании, новой школы — школы воспитания самодеятельности) было своего рода выходом из, казалось бы, совсем безвыходного положения. Он понимал, что все, что связанно с созданием школы, является монополией государства и бдительно охраняется от самозваных новаторов.
Потребность в создании нечто воспитательное (своего рода определенную воспитательную среду) инициативным, общественным путем вне школы (как в Америке, например, сетлемент), явилась для него потенциальной возможностью реализации своих идей и подходов. В этой идее он лелеял надежду на появление в дальнейшем «детей — работников будущего», их объединения в «течение». Это, по мнению СТ. Шацкого будет способствовать возбуждению среди населения инициативы в работе по улучшению условий их жизни, что в свою очередь «подымает среди инертных и обездоленных энергию, бодрость, гордость и самолюбие в лучшем смысле слова как стимул поддержания своей личности, ее смысла и ценности в жизни». Целенаправленная деятельность по управлению воспитательными возможностями среды выступает как педагогизация среды. Такая деятельность ориентируется на определенную детскую аудиторию. Это может быть одновозрастная категория или разновозрастная. Чаще всего используется одновозрастная среда. Она получила наибольшее развитие и в теории и на практике. В такой среде легче учитывать особенности возраста детей. Со временем стали появляться разновозрастные детские группы. Они великолепно себя зарекомендовали. Идеологом их был И.П. Иванов. Другого подхода в работе с детским коллективом не видит Е.Б. Штейнберг, около сорока лет, работающий с такими воспитательными группами.
Проблема педагогизации среды является базовой одного из подходов в определении предмета социальной педагогики. В частности, в учебном пособии «Основы педагогики» (Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов) педагогика среды рассматривается, как один из подходов в понимании сущности социальной педагогики. Вторая половина 80-х — 90-е годы России отличаются ростом безнадзорности детей и подростков, что обусловило усиление внимания к факторам среды (улицы), существенно сказывающихся на их воспитании. В этих условиях проблема педагогизации среды приобрела особое значение в профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков.
Педагогически целесообразная организация социальной среды, благоприятной для формирования человека, обусловлена прежде всего воздействием объективных социально-психологических факторов — от структуры населения социума до состава действующих в нем учреждений, предприятий, от обеспеченности продуктами и энергией до наличия мест отдыха и «зоны риска» и т.д. Опыт социально-педагогических комплексов, центров социальной работы на селе и в городе свидетельствует о том, что местные муниципальные органы, общественные и, к сожалению, реже коммерческие структуры эффективно используют возможности среды, превращают ее в субъект воспитания. Организуется разнообразная деятельность детей разных возрастов, их общение между собой и со взрослыми — в ходе совместного общественно полезного труда, художественной и технической самодеятельности, проведения досуга, спортивных занятий, участия в движении милосердия, приобщения к рыночным формам хозяйствования. Очень важны сотрудничество общественности с учреждениями образования общего, профессионального, дополнительного, восстановление связей с предприятиями, грамотное использование заработанных и спонсорских средств.
Внимательно вчитываясь в труды С.Т. Шацкого, видишь, что они во многом определяют существо основных принципов раздела социальной педагогики – педагогики среды. В них отражаются основные требования к содержанию, организации и процессуальной стороне социально-педагогической деятельности. Они определяют взаимосвязь теории и практики, помогают творчески решать проблемы достигать прогнозируемого результата.